Павел Санаев: «Восемь лет я учился писать сценарии»
Павел Санаев известен в первую очередь благодаря своей повести «Похороните меня за плинтусом». Для молодёжи он сценарист и режиссёр фильмов «Последний уикенд», «Нулевой километр», «На игре». Но вообще его представлять можно долго.
Досье:
Павел Санаев Родился в 1969 году в Москве. Первый опыт работы на съёмочной площадке приобрёл, снявшись в фильме «Чучело» в небольшой роли мальчика-очкарика, заступившегося за Чучело. Окончил сценарный факультет ВГИК а. С 1995 года переводил фильмы, автор официальных переводов кинокартин «Властелин колец», «Остин Пауэрс», «Очень страшное кино» и др. В 2003-м выпустил повесть «Похороните меня за плинтусом», совокупный тираж которой составляет более полумиллиона экземпляров. В 2005 году дебютировал как режиссёр с молодёжным триллером «Последний уик-энд». Живёт и работает в Москве.
«Я садился за стол, с тоской смотрел на лист бумаги, четыре часа мучился и думал, какой я несчастный»
Его дедушка – актёр Всеволод Санаев (знаменитый следователь Зорин из «Возвращения святого Луки» и «Версии полковника Зорина», сыграл огромное количество ролей, в том числе в фильмах «Печки-лавочки», «Забытая мелодия для флейты» и т.д.), мама – актриса Елена Санаева (самая памятная роль – Лиса Алиса в «Приключениях Буратино»), отчим – Ролан Быков. Имя Павла стало известно сначала в среде киноманов – он переводил и синхронно озвучивал первые попадавшие в Россию кинофильмы. В 2003 году вышла его книга «Похороните меня за плинтусом», во многом автобиографичная, рассказывавшая о тяжёлом детстве, которое было проведено в обществе бабушки, и вскоре стала бестселлером. Павел – талантливый сценарист и режиссёр. Наконец, это интересный и умный собеседник и замечательный рассказчик. У вас множество профессий: вы и режиссёр, и писатель, и сценарист, и переводчик, и так далее… И так далее нет – на этом всё. Кроме того, я уже давно не переводчик. Я занимался этим девять лет: первый год – по интересу, остальные восемь – по необходимости. Я зарабатывал этими переводами, они давали мне возможность в свободное время учиться писать сценарии. Бывают случаи, когда человек решает в один прекрасный день: а напишука я сценарий! Садится и пишет, и всё у него получается. Так бывает, но это единичные случаи. Обычно происходит так: человек пытается написать сценарий, делать он этого не умеет, но учиться не готов, не хочет 150 раз переписывать. И вот он обивает пороги продюсерских компаний, пытаясь пристроить этот свой неправильно написанный сценарий, и жалуется на то, что его никто не хочет брать. А никто не берёт, потому что это просто неграмотно написано с точки зрения кино и это невозможно снять. Написание сценария – сложная профессиональная работа, которой у нас научиться очень сложно. Я тоже не умел этого делать, даже после того как закончил сценарный факультет ВГИКа. Так что те восемь лет, в продолжение которых я занимался переводами, я потратил на то, чтобы этому научиться: читал специальные книги и писал сценарии – один, другой, третий, четвёртый… На пятый раз стало что-то получаться. Где они теперь? Четвёртый сценарий после многочисленных переписываний стал сценарием фильма «Нулевой километр». Когда я написал его в первый раз, он назывался «Ретро для херувимов» и был как раз таким совершенно непостановочным произведением. Его можно было читать как прозу и многие даже считали его интересным, но снять его было невозможно – кино там не было. Пришлось переписывать. В общей сложности он был переписан 13 или 14 раз от начала до конца, и в конце концов я его снял.
Есть что-то общее у первого и последнего вариантов?
Было бы даже веселее. Сейчас модно относиться к офисной работе с долей презрения, но я этого категорически не приемлю. С таким же успехом можно презирать работу авто-механика, стюардессы, проводника поезда – все работы, которые не связаны с появлением в телевизоре! У молодёжи сегодня популярно быть знаменитым, и для многих из них единственное и нормальное дело в жизни – это то, в результате которого тебя будут показывать по телевизору, приглашать на всякие мероприятия и знать, что ты – такой-то, причём кто ты такой на самом деле и что ты сделал в жизни – не важно. По-моему, скорее, презрения достойно такое отношение к жизни, чем офисная работа, потому что она бывает разной. Наверное, заслуживает порицания, когда люди просто отсиживают в офисе свой рабочий день – приходят, раскладывают пасьянс, сидят в «Одноклассниках», потом курят с сослуживцами и обсуждают шефа. А когда человек приходит в офис и свои шесть, семь, восемь и так далее часов делает свою работу, занимается нужными делами, будь то торговля или разработка каких-то проектов, это достойно уважения, как и любой другой полезный труд. Есть что-то общее у первого и последнего вариантов? Почти ничего – только имена героев остались прежними. Сколько времени вы писали и переписывали первую книгу? Около двух лет, но мне тогда было гораздо труднее, чем сейчас, потому что у меня была проблема сесть за стол и писать. Я садился, с тоской смотрел на включённый компьютер, мучился часа четыре, думая, какой я несчастный, потом куда-нибудь уходил, потом опять садился, к вечеру вдруг включался, часа два писал полстраницы и с ужасом думал о том, что завтра мне опять надо садиться за стол. Это самоусаживание было самым трудным в работе. Сейчас с этим гораздо легче – привык. То есть опыта офисной работы у вас никогда не было? Нет. И вы бы не хотели его иметь? Я не имел бы ничего против, если бы те же переводы делал не дома, а в каком-нибудь переводческом бюро. Как вы считаете, что сложнее с точки зрения самоорганизации – заставить себя работать дома или каждый день ходить на работу? Наверное, дома работать всё-таки труднее. Это, знаете, как вопрос, что труднее – делать дома зарядку или ходить в спортзал? Казалось бы, ответ очевиден: зарядку делать проще. А на самом деле легче ходить в спортзал, потому что когда вы знаете, что у вас столько-то раз в неделю занятия, то вы так и будете на них ходить, а придя в зал – заниматься. А если вы покупаете домой беговую дорожку или заводите гантели, то в какой-то момент это всё остаётся лежать без дела. Всё-таки дом для отдыха, а не для работы. Поэтому я считаю, что дома заставлять себя работать труднее. И поэтому на первую книгу у меня ушло года два. Расскажите немного о вашей первой книге, о вашем детстве, о котором теперь знает вся страна. Что вы вынесли из опыта вашего детства во взрослую жизнь? Да ничего, абсолютно. Больше того, для меня детство – это настолько отработанная, отброшенная и сгоревшая в атмосфере ступень, что мне даже сейчас странно о нём вспоминать. А в том, что ваше детство стало для вас переработанной ступенью, вам помогло написание книги? Дело не в книге. Просто у каждого человека в жизни есть разные этапы: детство, отрочество, юность и т.д. И то, какая у вас юность, зависит от того, с каким багажом вы вошли в неё из детства, но дальше то, какой будет ваша зрелость, зависит от того, как вы переработаете свой багаж детства в юности. Поэтому после моего детства, достаточно проблемного, я вошёл в не менее проблемную юность…
«Когда человек приходит в офис и честно делает свою работу, это достойно уважения»
Не менее?
Даже более, потому что она вся была связана с комплексами, неуверенностью в себе. В 22 года при росте 187 я весил 64 кг, стеснялся раздеться, не умел плавать и т.д. Если бы всё это осталось по сей день, наверное, я ощущал бы себя как-то ущербно и винил бы в этом детство. Но в юности я потратил много времени на то, чтобы ходить в спортзал, бассейн, чтобы набрать свои 20 кг, написать книжку, снять фильм и т.п., и багаж «трудного детства» ушёл совсем. А после того, как я снял три фильма, вспоминать про детство кажется совсем странным: киносъёмки – такой насыщенный процесс, что даже события трёхлетней давности кажутся уже какой-то далёкой прошлой жизнью. Есть что-то такое в вашем детстве, что бы вы хотели перенести в свои отношения с детьми? Вы имеете в виду детство с бабушкой? Нет, конечно! Хоть эта история и написана с юмором, она на самом деле чудовищна, это опыт из тех, которые не дай бог никому. И что самое ужасное – очень много людей пишут мне: и у меня было то же самое, и у меня была такая же бабушка. Это значит, что множество людей относятся к своим детям и внукам, как к своей собственности, объекту контроля, способу самоутверждения. Вот это совершенно неправильно. Детей надо любить, им надо давать правильные установки, но для того, чтобы человек мог это делать, он сам должен быть для ребёнка авторитетом. В одном из интервью вы сказали, что у Ролана Быкова была психология победителя и он привил её вам. Расскажите, о том, что это и как этого добиться. У Ролана Антоновича был девиз: «Я побит, начну сначала». Психология победителя – это когда человек настроен на результат и не останавливается до тех пор, пока этот результат не получит. Для меня в этом смысле идеальным примером является граф Цеппелин. Он придумал сделать дирижабль в 60 с лишним лет – не в 20, не в 30! – то есть в том возрасте, о котором принято считать, что это закат человеческой жизни, особенно в те времена, в XIX веке. А этот дед вдруг говорит: я сделаю дирижабль, и он будет летать. Он начал этим заниматься, вложил все свои деньги. Первый дирижабль получился курам на смех: неуклюжая кишка с лопастями, которая кое-как пролетела 100 м и благополучно рухнула в Боденское озеро к большому удовольствию зевак. Люди же очень любят, когда у кого-то что-то не получается. Он сделал ещё – опять неудача, ещё, ещё… Он разорился, заложил свои фамильные драгоценности и всё потерял, потом люди собрали для него пожертвование, и этот дирижабль тоже погиб. Когда государство ему помогло, он наконец совершил свой первый перелёт между двумя городами, прокатил царскую семью, и все сказали: надо же, он дело делает! – и стали ему помогать. Самый успешный его дирижабль, который был построен после смерти графа и назывался «Фон Цеппелин», совершил несколько трансатлантических перелётов и первое в истории кругосветное путешествие! Вот что сделал человек за 12 лет, имея мечту и психологию победителя. Расскажите, пожалуйста, о ваших планах – режиссёрских, писательских. Сейчас вышло новое издание книги «Похороните меня за плинтусом». Где-то год назад художница Александра Николаенко прислала мне несколько иллюстраций к моей книге – просто так, показать. Картинки мне понравились, я передал их издателям и предложил сделать подарочную книгу. Они согласились, и Александра сделала ещё более 40 иллюстраций. Помимо иллюстраций в книге будет три ранее не издававшиеся главы, которые открывают новую грань жизни маленького героя: оказывается, он был не только «терпилой», который плакал, учил уроки и болел, а был ещё тот сорванец – и взрывы устраивал, и противогаз мастерил, и космический корабль изобретал. В апреле 2010 года планируется выход фильма «На игре: Новый уровень» – продолжение картины «На игре». А я сейчас сажусь за стол писать роман «Хроники раздолбая» и думать над новым сценарием.
Читайте также:
- Джонни Депп и его путь к звездам
- Одиссея капитана Блада
- Исторический сериал «Тюдоры»
- Новые фильмы о Второй Мировой войне
- Чем привлекают вампиры в сериалах?
Понравилась статья? Вы можете её распечатать, отправить по почте или поделиться с друзьями в соцсетях: