Вячеслав Тихонов – биография одинокой звезды
1973 год. 11 августа, суббота, 19 часов 45 минут. По Центральному телевидению начался показ первой серии фильма «Семнадцать мгновений весны» по роману Юлиана Семенова. 12-серийный фильм должны были показать в мае, но по политическим соображениям — визит генсека Л.И. Брежнева в ФРГ — отложили. Пошли слухи о том, что в фильме есть «что-то такое» и смотреть надо обязательно. Страна прильнула к телевизорам. После первых же серий стало ясно, что этим «чем-то» в фильме была необычайно тонкая игра исполнителя главной роли, Вячеслава Тихонова.
Таких дружных и крепких семей, как у Славы Тихонова, в Павловском Посаде, где он появился на свет 8 февраля 1928 года, было не так уж много. Отец работал на ткацкой фабрике механиком, мать — в ведомственном детском саду воспитателем. Жили в большом двухэтажном деревянном доме вместе с дедом и бабушкой, у которых, помимо Славиной мамы, Валентины Вячеславовны, было еще трое детей. И по мере того как дети взрослели и обзаводились своими семьями, каждому выделялась в доме доля, и все жили дружно. Любовь родителей друг к другу стала для Славы примером на всю жизнь, как это должно быть в семье. Тем не менее, домашним ребенком Слава не был.
«Улица воспитывала нас больше, чем семья», — рассказывал Тихонов. В школе Слава учился хорошо, но любил только те предметы, по которым ему нравились учителя: математику, физику и историю. А вне школы — двор, улица, ватага друзей, как в те годы водилось. Уличное мальчишеское братство сороковых годов — это свои законы, своя мораль, честь и достоинство. Когда шли бои за Москву и школу забрали под госпиталь для раненых, отец, чтобы мальчик по улице не болтался и не попал в плохую компанию, определил его в ремесленное училище. Слава получил профессию токаря вместе с другими ребятами из ремесленного и стал работать на военном заводе, выполнять оборонзаказ.
Мальчишки страшно гордились этим: ведь они, если на фронт нельзя, то хотя бы так участвуют в войне и помогают Родине. Самым главным и доступным развлечением у ребят, кроме улицы, было кино. На каждый новый фильм бегали всей компанией. Мальчишки обожали звезд тех лет — Бориса Бабочкина, Петра Алейникова, Марка Бернеса. Когда Слава дома сказал, что хочет учиться на артиста, родители стали решительно отговаривать. Они хотели, чтобы сын поступал в автомеханический. И только бабушка встала на его сторону: «Не перечьте. Пусть идет в артисты. Иначе потом всю жизнь будет вас попрекать».
Приехав в Москву, Слава первым делом узнал, где находится киностудия «Мосфильм», и все крутился там возле проходной. Вахтер его шуганул однажды, но кто-то подсказал, что на артистов учатся не на «Мосфильме», а в Государственном институте кинематографии, во ВГИКе. И Слава помчался туда. Во ВГИКе шел первый послевоенный набор. Со всех концов Союза съехалось много парней и красивых девчат: Инна Макарова, Клара Лучко, Ляля Шагалова, Нонна Мордюкова. Тихонов впоследствии вспоминал, что, когда из приемной комиссии вышла девушка и быстро зачитала фамилии тех, кто прошел, а кто нет, и Слава услышал — «Тихонов не прошел», — все поплыло у него перед глазами: «Только тогда я понял, как на самом деле хотел сюда, как все остальное было второстепенным».
Тогда-то и появился профессор ВГИКа Борис Бибиков — он как раз поднимался по широкой институтской лестнице. Вверх и вниз сновали студенты и абитуриенты. Шум, гам, смех, толкотня. «Здрасьте, здрасьте», — слышалось отовсюду. Бибиков раскланивался, оглядываясь по сторонам. Вдруг на площадке второго этажа он увидел молодого человека. Тот, уткнувшись в угол, кажется, плакал. Слезы во время конкурса во ВГИКе вовсе не редкость. Профессора и преподаватели ко всему привыкли и не такое видали. Но что-то зацепило Бибикова. Уж очень неподдельное горе было у парня, такая сквозила во всем его облике безысходность. Бибиков подошел к нему и стал расспрашивать. «Я тебя возьму, — в конце концов сказал Бибиков. — А через полгода посмотрим. Если проявишь себя, останешься». А через полгода Тихонов был уже полноправным студентом. Родители, узнав, что сын все-таки свернул с проторенной дороги и «пошел в артисты», были рады за него, ведь сына взяли в такой знаменитый институт. В Павловском Посаде у Славы осталась первая любовь — Юля.
В 1947 году, когда режиссер Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева о героях-краснодонцах, часть актеров он взял со своего курса, часть — с курса Бибикова. Тихонова утвердили на роль Володи Осьмухина. Натурные съемки велись на родине комсомольцев, в Краснодоне. Все газеты и журналы тех лет писали о предстоящей премьере, которая состоялась осенью 1948 года. Повсюду были расклеены афиши. В кассы кинотеатров стояли огромные очереди с самого утра. Молодые артисты, еще студенты, вмиг стали известными. В эти дни Инна Макарова писала маме: «Меня уже узнают на улицах, поклонницы вчера оцепили наш дом, и человек двадцать ворвались в наш подвал. Фильм идет с огромным успехом. Нас всюду снимают. В общем, шум!»
Нонна Мордюкова, сыгравшая Ульяну Громову, и Инна Макарова в роли Любки Шевцовой буквально стали символами своего поколения. В этой киноэкспедиции сложилось несколько супружеских пар. Вышли замуж за операторов Ляля Шагалова, Клара Лучко, поженились Сергей Бондарчук с Инной Макаровой и Вячеслав Тихонов с Нонной Мордюковой. Актриса Тамара Макарова, жена кинорежиссера Сергея Герасимова, опекавшая студентов-актеров, видя, что муж увлекся молодой смуглянкой Нонной Мордюковой до такой степени, что даже ездил к ее родителям в кубанскую станицу свататься, устроила череду этих молодежных свадеб. На последнем курсе Нонна уже ждала ребенка.
Непросто складывались отношения молодых супругов. Нонна была старше мужа на три года и выросла совсем в других условиях. Кубанская казачка из многодетной семьи. У Нонны была железная закалка войной, немецкой оккупацией и от природы сильный характер. Взрывная, певунья, острая на язык, очень самостоятельная. Но вместе они со Славой — красивая пара. 29 февраля 1950 года у них родился сын, Володя.
Быт был тяжелый. Общежитие зимой почти не отапливалось, удобств никаких, а тут грудной младенец. На первых порах помогала молодым родителям младшая сестра Нонны Наташа, приехавшая с Кубани. Выручало Нонну крепкое здоровье. Молока для ребенка было у нее вдоволь. Когда малыш чуть подрос, бабушка с дедушкой забрали его в Павловский Посад. Там он пошел в начальную школу. Как только Вячеслав и Нонна обзавелись в Москве постоянным жильем — им дали 14-метровую комнату в коммуналке, — потянулись в столицу Ноннины родственники. Приезжали друг за другом то младшие сестры, то братья, кому надо было после школы поступать. Спали на полу. Славе порой было трудно найти место, где можно было сосредоточиться и выучить роль.
Вскоре переехала в Подмосковье и мама Нонны, Ирина Петровна, устроившись работать в совхоз. Ирине Петровне очень понравился зять, и она советовала дочери, видя, как они иногда ссорятся, всеми силами сохранять брак. За сдержанностью и немногословностью Вячеслава, которые порой бесили взрывную Нонну, она разглядела мужскую порядочность и надежность. Впрочем, Нонна и сама понимала, что, по большому счету, Слава ей предан. К тому же в те годы отношение к браку было таково: поженились — значит, навсегда, тем более ребенок уже есть. Но материально жили трудно, от зарплаты до зарплаты. Однако они все равно старались не просить денег у родителей, а по возможности помогать им. Слава постоянно заботился о своих: пытался из маленькой зарплаты выкроить денег, чтобы достать папе — он болел — минеральной воды или апельсины для сына.
В то время он и Нонна служили в Театре киноактера, который гремел на всю Москву. На Тихонова ломились в спектакле «Обыкновенное чудо» в роли Медведя. Это был его первый спектакль. Вся творческая московская интеллигенция заполняла зал. Художественный руководитель Малого театра, артист Юрий Соломин, вспоминал, что он ходил смотреть «Обыкновенное чудо» именно из-за Тихонова. А однажды однокурсница Славы Нина Меньшикова привела на репетицию своего мужа, начинающего кинорежиссера Станислава Ростоцкого, и тот выкрикнул из зала Тихонову: «Я из тебя народного артиста сделаю!» Но в кино хороших ролей пока не было ни у Нонны, ни у Славы. За фильм «Молодая гвардия» исполнители главных ролей и режиссер Сергей Герасимов были удостоены Сталинской премии. Всесоюзная слава, свалившаяся на юную актрису Нонну Мордюкову, немного вскружила ей голову. Казалось, теперь так будет всегда. А у Вячеслава роль в «Молодой гвардии» была небольшая и такой известности ему не принесла. Нонну порой заносило перед мужем — ведь она сталинский лауреат. Все это не придавало прочности их союзу.
Однако после роли Ульяны Громовой новых предложений не поступало, о Нонне вообще как будто забыли. А Вячеслав помнил наставление своего педагога Бориса Бибикова: «Не хлопочи мордочкой» — и понимал, что ему нужно очень постараться, чтобы режиссеры увидели в нем еще что-то, кроме красоты. Яркая внешность уже сослужила Тихонову плохую службу. Пырьев не взял его на «Мосфильм» именно поэтому. Хотя однажды пришел Вячеслав домой, а в гостях Пырьев сидит и как ни в чем не бывало говорит Славе: «В шахматы давай сыграем?» Тихонов очень переживал, когда дома молчал телефон, и старался незаметно пройти мимо бабок на лавочке у подъезда, которые так и норовили полюбопытствовать: «Ну, где ты, Слава, сейчас снимаешься?»
Вскоре ему стало ясно, что семья для Нонны не является такой уж ценностью. Его тяготили постоянные гости, чужие люди в доме, застолья с песнями под гитару. Только спустя шесть лет, в 1955 году, на экраны вышла картина «Чужая родня» с Нонной Мордюковой в главной роли, и это стало ее отправной точкой. А Тихонов все еще ждал своей звездной роли. И вдруг — звонок от Станислава Ростоцкого. Тот на Студии имени Горького запускал сельскую драму «Дело было в Пенькове» и на главную роль тракториста Матвея пригласил Славу. Худсовет не утвердил Тихонова, эту роль должен был играть кумир поклонников кино Сергей Гурзо, но Ростоцкий, фронтовик, выложил на стол свой партбилет и сказал: «Я сдам свой партийный билет, если не утвердите Тихонова». Фильм имел большой успех и принес Тихонову всесоюзную известность. Вячеслав стал актером Студии имени Горького, карьера в кино стала набирать обороты. 1960-й год «Мичман Панин». 1961-й — «Две жизни» (князь Нащекин). Снявшись в этой картине, Тихонов приобрел первый в своей жизни автомобиль. Денег на машину не было, а очередь на нее подошла. Что делать? Вячеслав попросил, чтобы гонорар за картину ему выдали вперед, и благодаря этому у него появился «Москвич-407». Еще когда Слава уезжал на съемки «Молодой гвардии», отец сказал ему: «Вот, Славка, ты заработаешь какие-то деньги, у меня кое-что отложено, и купим тогда мотоцикл на двоих. Будем ездить на рыбалку». Слава понял тогда, что мотоцикл — предел мечтаний отца, и подарил ему свой «Москвич».
1962-й год — «На семи ветрах». Этот фильм — особая страница в биографии артиста. Режиссер фильма — Станислав Ростоцкий. Картина о войне, память о которой еще очень и очень жива в народе. В паре с Тихоновым играла молодая красотка Лариса Лужина. У них там любовь без слов. Тихонов — темпераментно- сдержанный и Лариса, похожая на только что распустившийся цветок. Тогда очень многие поклонницы влюбились в Тихонова. Его фотографии в киосках Союзпечати стали дефицитом. Работая непрерывно, супруги почти не виделись. Ребенок-школьник на руках у домработниц, по совместительству нянь, которые менялись часто.
Прожив вместе тринадцать лет, Вячеслав и Нонна в 1963 году развелись. Ирины Петровны уже не было в живых, и некому было предостеречь Нонну от неверного шага. А она решила, как сама потом написала в мемуарах, испытать мужа. Случился роман на картине «Простая история» с партнером Василием Шукшиным, молодым и неженатым. «Ах, зачем я замужем!» — мелькнуло у Нонны в голове, когда она увидела Шукшина. А вернувшись со съемок, пошутила, сказав Славе, что вот, мол, Василий Шукшин чуть ли не замуж зовет. Другой раз Слава, вернувшись поздно вечером со съемок вместе с коллегой, застал Нонну не одну. Если бы это осталось между ними, Слава, может, и простил бы жену, но был свидетель его унижения, и такого он простить уже не мог. Он собрал вещи и ушел. «После нашего развода, — вспоминал Тихонов, — когда мне негде было ночевать, я жил у друга. Денег не было, большой зарплаты тоже и занять было не у кого»… Дружба Тихонова с Ростоцким прошла красной нитью через всю их жизнь и творчество. Ростоцкий только две картины сделал без Тихонова. Свободное время они часто проводили вместе. Ростоцкий был старше Тихонова на шесть лет, воевал, потерял на фронте ногу. Однако почти никто не знал об этом, а кто знал, забывал, настолько Станислав Иосифович был жизнелюбив и деятелен.
Вячеслав любил бывать у Ростоцких. Сидели за столом, который всегда был накрыт как на праздник, — Нина Меньшикова, жена Ростоцкого, актриса, отменно готовила, — разговаривали, рассказывали анекдоты, смеялись. А после ужина играли в преферанс. Тихонов уходил от них далеко за полночь. Говорят, они с Ростоцким даже одевались одинаково: носили одни и те же костюмы и дубленки. Всю жизнь вместе ездили на рыбалку.
Оставшись без семьи, Тихонов особенно сблизился с Ростоцкими. С Ниной он делился всем, что было у него на душе. Нина была мудрая женщина, к ней вообще часто обращались за советом. Своего супруга, любимца женщин, она крепко держала в руках. А тот все семейные конфликты умел снять одной шуткой: «Нинуся, ты — лучше всех!» Тихонову было хорошо с ними. Актриса Марина Яковлева, первая жена сына Ростоцких Андрея, так вспоминает о Тихонове: «Он был молчаливый, в противоположность Станиславу Иосифовичу, но в этой его молчаливости чувствовалась не отстраненность, а, наоборот, теплое участие к людям. Он больше любил слушать, что говорят другие, а не высказывать наперед свое мнение. Более интеллигентного и доброго человека я в своей жизни не встречала. Со мной он тоже общался мало, но однажды, уходя от Ростоцких, как бы невзначай дал мне очень ценный совет. Он сказал: «Учти: актер всегда должен знать о своей роли немножко больше, чем режиссер». Было очень лестно, что такой известный актер желает мне, молодой актрисе, успеха. И еще за что я благодарна Вячеславу Васильевичу, так это за моральную поддержку, когда мы с Андреем развелись. Он ничего мне не говорил, но по его взгляду я понимала, что он на моей стороне, а это очень много для меня значило тогда».
В 1968 году на экраны вышел фильм «Доживем до понедельника». Скромный, честный, порядочный учитель истории, сыгранный Вячеславом Тихоновым, покорил всех. Это был новый виток славы актера. Во время съемок «Доживем до понедельника» вся киногруппа сватала Тихонову молодую красавицу актрису Иру Печерникову, исполнительницу главной женской роли. По сценарию героиня Ирины, бывшая ученица Мельникова (Тихонов), еще со школьной скамьи тайно в него влюблена. А сорокалетний Мельников до сих пор свободен. Там нет любви как таковой, там только намек, как в фильме «На семи ветрах». И опять женская половина Советского Союза сходила с ума по Тихонову, и в кинотеатрах был аншлаг. Тихонову и вправду сорок лет, и он свободен. «Но ему было совершенно не до меня. Он еще не отошел от своего развода с Нонной. Он был очень грустный все время, и мне было его жаль», — вспоминала Ирина Печерникова. На самом деле Тихонов торопился со съемок к молодой жене.
На озвучивании главной роли в знаменитом французском фильме «Мужчина и женщина» Тихонов познакомился с переводчицей по имени Тамара, курировавшей этот проект. Ей было 24 года. Она свободно владела французским и испанским и поразила Тихонова не только красотой и молодостью, но и эрудицией. Тихонову импонировало, что Тамара не из актерской среды. Говорят, он приехал к Ростоцким с этой новостью и просил благословения.
Благословение получил, тем более что Тамара какое-то время давала уроки французского Нине и та ее, естественно, знала. Была роскошная свадьба в ресторане «Прага». В июле 1969 года у Тихонова с Тамарой родилась дочь Аня.
1973 год был триумфальным в судьбе Вячеслава Тихонова. Премьеру «Семнадцати мгновений весны» он пропустил, снимался в это время на Валдае в фильме «Фронт без флангов». Тихонов, как и многие актеры, которые были заняты в «Семнадцати мгновениях весны», в успех сериала не сильно верил. Знаменитый бард, журналист, писатель и актер Юрий Визбор, сыгравший Бормана, так рассказывал об ожиданиях:
«Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит. Артистам было играть буквально нечего, особенно тем, у которых были большие роли, потому что большую роль надо тщательно готовить, придумывать, репетировать ее. Это не просто произнести текст или сесть перед камерой… Иногда в самом ужасном, просто ужасном положении находился Тихонов, который должен был в течение шести-семи минут молчать. Но это просто невозможно!»
Арчил Гомиашвили очень хотел сниматься в роли Штирлица и подходил к Лиозновой с этой просьбой, но она ее отклонила. А теперь и представить невозможно кого-то другого, кроме Тихонова, Штирлицем. И это была действительно ЕГО роль.
Вячеслав Васильевич рассказывал, как первоначально ему не хватало человеческих черт в герое. Уж слишком тот был профессионал, сверхчеловек просто. Актеру устраивали встречи с сотрудниками КГБ, когда-то работавшими нелегалами за границей, но самым красноречивым в их разговорах было молчание. На таком выразительном молчании Тихонов и построил роль. И даже сцену тайной встречи Штирлица с женой в кафе, когда им нельзя выдать себя ни единым жестом и они только глазами на расстоянии говорят друг с другом, он придумал сам и предложил Татьяне Лиозновой. Та сказала: «Давай попробуем». Получилось настолько выразительно, что даже Юлиан Семенов сказал Тихонову, что при переиздании обязательно вставит эту сцену в роман.
У Тихонова с Семеновым сложились настолько теплые отношения, что Юлиан даже посвятил Тихонову один из своих романов о молодом Штирлице — «Нежность». Семидесятые годы стали десятилетием Тихонова. Популярность его была не просто славой замечательного артиста, а чем-то сверхъестественным. Анекдотов про Штирлица ходило больше, чем про Чапаева. Перед актером распахивались двери любых магазинов и высоких кабинетов. Его друг режиссер Станислав Ростоцкий рассказывал, что среди кинематографистов тогда ходила шутка о степенях трудности решения проблем. Если задача была неразрешимой, говорили: «Это только Слава может решить». Квартиру кому-то выбить, путевку на лечение в санатории достать и прочее. И Тихонов ходил, хлопотал.
Но тут вышел фильм Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо» по роману Гавриила Троепольского, и Тихонову, сыгравшему в нем хозяина Бима, зрители вновь безоговорочно поверили. Фильм о жестокости по отношению к ближнему и братьям меньшим получился пронзительным. Никогда раньше такого не было, чтобы из-за закрытых дверей кинозала было слышно, как плачут зрители. Да и власти догадались — главную в ту пору Государственную премию Тихонову, обласканному всевозможными наградами за «Семнадцать мгновений весны» и «Фронт без флангов», вручили именно за роль в «Белом Биме». Картина даже получила номинацию на «Оскар».
Пятидесятилетие Вячеслава Тихонова в 1978 году широко отмечалось в Доме кино, и милиции пришлось оцепить пол-Москвы. На торжестве был весь московский бомонд. Ростоцкий снял документальный фильм «Профессия — киноактер». Молодой кинорежиссер Сергей Соловьев был очень польщен, что Вячеслав Васильевич попросил его открыть юбилейный вечер фильмом «От нечего делать», где снялся Тихонов. Это была дипломная работа Сергея Соловьева, и с того момента Тихонов и Соловьев стали друзьями, несмотря на большую разницу в возрасте. Сергея Соловьева подкупило в Тихонове не только его умение дружить и быть постоянным в дружбе, но и профессионализм, и отсутствие какой-либо звездности. «Самый дисциплинированный актер из всех, кого я знал, — сказал о нем Соловьев. — Приходил на съемки всегда за полтора часа».
В 1982 году у Тихонова родился внук Володя, от второго брака сына с артисткой балета на льду Наташей Егоровой. Но судьба старшего Владимира Тихонова в кино не сложилась. Он не мог бросить пить, отказаться от наркотиков, и, когда повторился инсульт, Нонна опять забрала его к себе, а внука вынуждена была определить в школу-интернат. В 1990 году Володя умер. Этот удар перенести Тихонову едва хватило сил. На похоронах он плакал.
В те годы Вячеслав Тихонов часто снимался, но знаковых ролей у него уже не было. Перестройка, наступившая в конце восьмидесятых, была ему совсем не по душе. «Он не принял новое время, — вспоминает Сергей Соловьев, — отказался вести актерскую мастерскую во ВГИКе». Тихонов снялся в «Утомленных солнцем» у Никиты Михалкова в эпизодической, но очень выразительной роли, в сериале «Зал ожидания» у Дмитрия Астрахана, в фильме «Берлинский экспресс», в картине «Сочинение ко Дню Победы» у Сергея Урсуляка.
В девяностые была у Вячеслава Васильевича еще одна очень сильная роль в фильме Дмитрия и Игоря Таланкиных «Бесы» по одноименному роману Достоевского, где он сыграл Тихона. Но фильм этот сгинул куда-то, как и многие талантливые картины девяностых. Аня вспоминает: «В 1990-х годах мы с папой часто ходили на различные светские блестящие мероприятия и каждый год ездили на День города в Павловский Посад, куда папу всегда приглашали. Но папа видел, что жизнь поменялась кардинально, поменялись духовные ценности, и внутренне он стал ощущать дискомфорт. Журналисты пытались задавать ему вопросы на тему происходящего. Но что же он мог сказать, когда порушилось многое из того, чему он был предан. «Я все сказал в своих ролях, — обычно отвечал он. — Смотрите мои картины». Его приглашали в рекламу, в сериалы, и даже один известный политик звал к себе в партию и сулил златые горы. На что Тихонов ему сказал: «У меня инфаркт, а не сотрясение мозга».
Аня снималась с папой в кино, сделала об отце два документальных фильма, а также снялась вместе с ним в картине «Европейская история» и уговорила его сыграть в триллере «Глазами волка». Тихонову оставалось еще семь лет жизни. Он до конца ждал еще хотя бы одну настоящую роль, читал сценарии, которые ему присылали, но очень избирательно относился к предложениям, даже отказался сниматься у Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем-2», потому что роль была очень маленькая. «Отец всегда говорил, — вспоминает дочь, — что его в любых жизненных ситуациях спасала работа и только работа. Поэтому я любыми силами старалась привлечь его к съемкам, передачам, интервью. Когда от Эльдара Рязанова поступило предложение сниматься, я сказала отцу: «Даже не думай отказаться. Давай!»
С Тамарой Тихонов прожил более сорока лет. Возможно, что самыми счастливыми для них годами были 1970-е, пик славы артиста, когда они вместе много ездили по разным странам. Иногда жена приезжала к нему на съемки. «А папа всегда со всех съемок стремился домой, — говорит Аня, — и у нас всегда были веселые праздники, когда отмечались дни рождения. Приезжали Ростоцкие, семья Рималиса (директор Студии им. Горького), гроссмейстер Полугаевский с женой и дочерью Ирой. Полугаевский давал папе и всем гостям сеанс одновременной игры в шахматы. И пока они думали, он мог сходить на кухню и успеть выпить с мамой кофе. Ира Полугаевская вспоминает часто, что у нас в компании всегда было весело. Хохотали над анекдотами, розыгрышами, особенно когда в гостях бывал Юрий Владимирович Никулин с женой».
В 2008 году Нонны не стало. Тихонов умер 4 декабря 2009 года. Послесловием ко всей жизни Вячеслава Тихонова могли бы стать слова его персонажа, Бога, из его последнего фильма «Андерсен. Жизнь без любви». Бог говорит Андерсену: «Ты искупил свою вину на земле тем, что страдал и не озлобился. Твои творения вселяли добро в души людей, и люди отплатили тебе любовью и почитанием. Я прощаю тебя».
Читайте также:
- Актриса Виргиния Кельмелите
- Формула успеха. Анна Чурина: Берегите романтику
- Николай Караченцов
- Джон Гилберт – жизнь артиста
- Хавьер Бардем
Понравилась статья? Вы можете её распечатать, отправить по почте или поделиться с друзьями в соцсетях: